Тормози!

Тормози!

Недавно мою светлую голову посетила не менее светлая мысль.

Мало что в век НТР меняется столь стремительно, как средства хранения и воспроизведения мультимедийной продукции. Музыки, в основном, но теперь формат записей уже теряет всякое значение, поскольку носители информации стали практически независимыми от проигрывателей.

В девяностых годах, точно помню, видеомагнитофон был статусной вещью, дорогой, мало кому доступной. Пункты проката видеокассет сдавали на прокат плёнку вместе с видеоплеером. Центральное телевидение получило мощный пинок под дых от конкурента – количество предлагаемых фильмов на видеокассетах поражало воображение. Несколько сотен кассет в наличии имел любой пункт проката, а крупные – и тысячи. Несколько фильмов даже я посмотрел, в гостях. Что достаточно удивительно, поскольку обычно воздерживаюсь от присоединения к массовому помешательству. Одноклассники смотрели видеофильмы сутками кряду, до красных глаз и нестояния на ногах.

Своего видеомагнитофона у меня никогда не было, соответственно, и ни одной кассеты нет. А ведь этой продукции куплено было море. Проку же от тех кассет теперь нет, многие записи были изначально некачественными, а плёнка со временем лишается магнитного слоя. Во многих домах видеокассеты складированы в коробках или уже выброшены на свалку.

Похожая судьба постигла компакт-диски. Ещё в мои школьные годы не иметь музыкальный центр с сиди-чейнджером было первым признаком отстойности. Только лох не имел проигрывателя компакт-дисков. Коллекция компакт-дисков, опять же, имеется практически в каждом доме. Формат CD пролез и в нишу переносных плееров, оттеснив аудиокассеты на обочину потребительской истерии. Но прошло совсем немного лет, и компакт-диски пали жертвой прогресса – компьютеры и сами постепенно становились меньше, и программное обеспечение стало развиваться немыслимыми темпами, да ещё и производные от компьютеров начали плодиться. Карманные CD-проигрыватели попробовали сопротивляться, заполучив поддержку воспроизведения нескольких форматов, включая MP3, но против многогигабайтных носителей выставить ничего не могли. Размер проигрывателя компакт-дисков прямо зависит от размера диска, да и сами диски места занимают прилично. Плеер же с картой памяти этих ограничений лишён. Вместимость одной карточки теперь равняется целому стеллажу компакт-дисков. Конкуренция тут просто исключена. И мобильные телефоны вбили свой гвоздь в крышку гроба аудио CD, благодаря всё тем же картам памяти.

Ни музыкального центра, ни стационарного компакт-диск проигрывателя, ни CD-плеера у меня тоже никогда не было. Соответственно, меня не занимает вопрос «куда девать коллекцию компакт-дисков?»

С персональными компьютерами ситуация даже трагичнее. Поколения стали меняться словно в калейдоскопе. Давно ли вышел Pentium 4? А ведь устарел окончательно. Мало того, что платформа так себе, так ещё и Intel подленько её кинул. То есть волей-неволей все четвёртые пни идут на свалку или в лучшем случае eBay. Хотя зачем покупать четвёртый пентиум, непонятно. Модели с большим числом гигагерцов страшно греются, с меньшим – бесполезны. Вместе с процессорами из системных блоков выброшены материнские платы и оперативная память. Эх, как был раскручен гипертрейдинг, и вот он уже ошмёток истории.

Четвёртого пентиума у меня тоже никогда не было.

Я довольствуюсь третьим. Так изначально было задумано. Не будучи геймером, я выполняю все нужные мне действия, и рассчитываю ещё лет пять работать именно на платформе Pentium III. А к тому времени четырёх-ядерные процессоры устареют, как сейчас четвёртый пентиум, и будут сняты с производства, лишены поддержки.

Точно та же судьба ждёт все видеокарты. Если произведённые под слот PCI Express 2x модели ещё имеют шанс остаться в системных блоках, то прочие – ни единого. Куда делся добрый, старый AGP? И сколько этих видеокарт валяется под столом огромного количества геймеров?

Светлая мысль моя заключается в том, что в череде технологических прорывов целесообразно делать паузу. Например, мини-диски не прижились, и ушли с рынка, даже толком на него не придя. Покупать дорогой проигрыватель мини-дисков не имело смысла (кроме разве что звукозаписывающих студий и прочих мест, где возможность проиграть любой носитель информации критична). Да и MP3 плееры, на мой взгляд, являются неудачным приобретением. Проигрывать музыку может большое количество других устройств, обладающих расширенной функциональностью.

И логичным выводом этой светлой мысли является следующий: покупать нужно те устройства, которые являются топовыми на момент выхода. Например, покупать видеокарту, позиционируемую как low-end в начале продаж, смысла не имеет. В ней наверняка существенно урезаны возможности по сравнению с более дорогими и продвинутыми собратьями (есть фанаты разлочивания и перепрошивок, но это только дополняет вывод). А вот топовая видеокарта вполне прослужит несколько лет, справляясь с большинством или даже всеми задачами, невзирая на растущую прожорливость компьютерных игр.

В плане персональных компьютеров и ноутбуков – это означает возможности дальнейшего апгрейда. Материнская плата, поддерживающая два-три поколения процессоров, является хорошим вложением средств.

Карту памяти для фотоаппарата лучше брать сразу ёмкую. Даже если она с кусачей ценой. Потому что вчерашние модели SDHC на 2 и 4 гигабайта, да ещё с низкими скоростями записи и чтения, для HD видео уже не годятся. А не секрет, что эта функция используется владельцами фотоаппаратов часто.

Из сказанного следует и ещё один вывод: покупать устройство нужно тогда, когда оно пережило несколько ревизий, обновлений, доработок. Как это было в случае с DVD-приводами форм-фактора 5,25». У первых моделей и скорости были низкие, и цена высокой, и качество хромало. Теперь же отличный пишущий двд-привод стоит долларов тридцать, и это без скидок и распродаж. Поэтому лично я считаю, что покупать blu-ray привод сейчас рано. Они однозначно подешевеют, и значительно (это уже происходит, ведь первые модели стоили $300!), возрастут скорости записи, возможно, и с самим форматом какие-то изменения произойдут. Варианты комбо-девайсов я вообще не рассматриваю, поскольку это форменный маркетинговый развод.